Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок составлен Глушковой

Светланой Алексеевной,

учителем русского языка и

литературы МОУ

«Андреево-Базарская СОШ»

Козловского района

Чувашской Республики

ноябрь, 2010 год

 

Тема урока: «Роль обращений в сказках А.С.Пушкина» в 5 классе

Тип урока: урок-обобщение и закрепление

Форма урока: ролевая игра

Количество часов: 1 час

Знать:   1) что такое обращение;

               2) чем может выражаться  обращение;

               3) как на письме выделяется обращение       

 

Уметь: 1) находить обращения в предложениях;

              2) отличать обращение от подлежащего;

              3) ставить знаки препинания в предложениях с обращением;

              4) составлять предложения с обращением;

              5) выразительно читать предложения с обращением

 

ТСО: презентация в Power Point, выставка книг, тексты художественных произведений

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

 

- Здравствуйте! Садитесь, ребята!

Вопрос классу:

- Скажите, а почему, поздоровавшись со мной, вы сели?

- А как вы узнали, что мои слова обращены к вам?

- Так что это за слово, называющее того к кому обращаются с речью?

- В тетрадь запишите число и тему урока «Роль обращений в сказках А.С.Пушкина»

(На доске тема урока).

 

СМОТРИТЕ, РЕБЯТА, К НАМ СЕГОДНЯ НА УРОК ПРИШЁЛ НЕОБЫЧНЫЙ ГОСТЬ. А КТО ЖЕ ОН? ОН ХОЧЕТ УЗНАТЬ, КАК ВЫ УСВОИЛИ СКАЗКИ ПУШКИНА И ТЕМУ «ОБРАЩЕНИЕ» (СЛАЙД 1-2)

 

2. Ознакомление с целью и задачами урока.

 

Цель -  обобщить и закрепить знания об обращении и выявить их роль в речи на примере сказок А.С.Пушкина

 

Задачи: научить

1)      находить обращения в предложении;

2)      ставить знаки препинания в предложениях с обращениями;

3)      отличать обращения от подлежащего;

4)      составлять предложения с обращением;

5)   выразительно читать предложения с обращением (слайд 3)

 

А теперь, чтобы начать игру, нам нужно сформировать 2 команды. Разделитесь, пожалуйста, по вашему желанию.

Команды сформированы. Выберите, пожалуйста, капитана, к которому вы сможете доверить некоторую работу. Выберите название команды.

Итак, сформированы 2 команды «ДОБРО» и «ЗЛО».

Вначале мы с вами проведём интеллектуальную разминку – МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Каждой команде придётся побывать в роли учителя. Одна будет учителем русского языка, а другая – литературы. Сейчас я капитанам раздам вопросы, а вы должны будете подготовить ответы на них.  Ваши ответы будет оценивать доброжелательное жюри.

 

 

Что такое сказка?

Какие бывают сказки?

В чём различие народных и пушкинских сказок?

 

 

Что такое обращение?

Где может находиться обращение в предложении?

Является ли обращение членом предложения?

 

Сказка – это произведение устного народного творчества в прозе или в стихах, в которых речь идёт о вымышленных, иногда фантастических событиях.

 

По своему содержанию сказки делятся на: 1). Богатырские.

2). Бытовые.

3). О животных.

4). Волшебные.

 

Автор народных сказок – народ, а пушкинские называются авторскими.

Обращение – это слово и словосочетание, к кому обращаются с речью.

Обращения произносятся звательной интонацией.

 

Обращение в предложении может находиться в начале, середине и в конце предложения.

Если обращение стоит в середине предложения, то оно обособляется.

 

Обращение членом предложения не является.

 

 

3. Актуализация ранее изученного (слайды 4-8)

 

4. Обобщение и закрепление материала.

 

1). Расставьте знаки препинания (слайды 9-10)

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: «Возвратился старик ко старухе…» Может вы слышали: «ОТЧЕ?»  Это от слова отец. Старик – старче. Во всех случаях перед нами устаревшей падеж русского языка, который назывался звательный и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например в украинском,  а в русском же исчез.

В современной речи осталось от звательного падежа только интонация.

 

 

2). Вставьте обращения в предложения и скажите, чем оно выражено (слайды 11-12)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 13)

 

3). Отличи обращение от подлежащего (слайд 14)

 

4). Обращение - очень важный момент в общении людей, ведь часто по обращению можно понять каков тот человек, который обращается, и тот к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, злость, ненависть, недовольство.

 

Первая группа выбирает предложения с обращениями, выражающими неодобрительную эмоциональную окраску, вторая группа – одобрительную (слайд 15).

 

Человек – часть природы, и природа придет к человеку на помощь, если он живет  в согласии с ее мудростью!  

            Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть, - все эти людские пороки и они презренны.

Важны и «ответы» одушевленных сил природы на обращения персонажей. Природа откликается на беду героя, что показывает «верование» народа «в сочувствие с нами внешней природы» и созвучное этому «верованию» убеждение Пушкина в необходимости согласия всего живого на земле. Так, в ответ на обращение Елисея к «красному солнцу»: «Свет наш солнышко!» - звучит ответное обращение: «Свет ты мой…», а на слова Елисея: «Месяц, месяц, мой дружок!» - «месяц ясный» ласково откликается словами: «Братец мой...».

Это единство героя и природы усиливает значительность происходящего (слайд 16)

5). Контроль знаний – цифровой диктант (слайды 17-18)

 

Первая команда выдаёт сумму цифр, вторая – арифметическое число.

 

5. Рефлексия   - продолжи следующие предложения по данному началу

 

На уроке….

Я приобрёл….

Я научился….

Я понял, что…

Было трудно…

Было интересно… (слайд 19)

 

6. Заключительное слово учителя – обращение к учащимся со словами: «Читайте Пушкина, друзья. Читайте сказки…» (слайд 20)

 

 

 

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz