Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«ИСТОКИ ДУХА М. В. ЛОМОНОСОВА И ЕГО ПОТОМКОВ»

О ПРОЕКТЕ

Исследовательский проект «Истоки духа М.В.Ломоносова и его потомков» посвящён 300-летию выдающегося первого российского академика, ученого, Человека и Гражданина своей страны. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин).

Участниками проекта стали члены школьного кружка «В царстве слов» (учащиеся 7-8 классов).

Они образовали 6 творческих групп, каждая из которых решала собственную задачу: I группа готовила презентацию «Предки и потомки М.В.Ломоносова», II группа – вопросы викторины «Род Ломоносовых», III группа -  кроссворд «Гений земли русской», IV группа изучала библиографию М.В.Ломоносова, V группа  собирала высказывания о гении и афоризмы самого учёного о науке и языке, VI группа изучала фоносемантическое  значение фамилии «Ломоносов».  

Актуальность обращения к истокам духовности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его предков и потомков, потребностью изучения личности и судьбы ученого, в том числе через его родословную. В последних документах Министерства образования и науки особое внимание уделяется духовно-нравственным ценностям, которые должны быть положены в основу воспитательно-образовательного процесса. Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.

Цель проекта: изучить истоки формирования силы духа М.В.Ломоносова и современного гражданина на основе родословной

Задачи: 1. Собрать и проанализировать материал о предках и потомках М.В.Ломоносова.

              2. Формировать общеучебные умения и навыки: умение анализировать и систематизировать материал, работать с разными источниками информации. Продолжить развитие коммуникативных умений и навыков.

              3. Продолжить работу над воспитанием духовно-нравственных качеств.

Этапы работы: погружение в тему ---- определение цели и задач проекта ---- формирование творческих групп ---- поиск и обработка информации ---- систематизация  материала ---- составление макета проекта ---- корректирование материла ---- публичный отчёт творческих групп.

I.   Вступительное слово учителя  

Трудно найти в нашей стране человека, который хотя бы в общих чертах не знал бы биографию Ломоносова, не знал бы, что он сын крестьянина-помора, выходец из самых низов народа, благодаря недюжинным способностям, непреодолимому стремлению к знаниям, несгибаемой воле и энергии достиг вершин науки своего времени и обогатил многие из ее областей своими трудами, что он всю жизнь боролся за развитие просвещения в России.

Сегодняшний наш урок, пусть будет уроком памяти этому поистине великому человеку. Мы приглашаем вас на собрание научного общества, на котором выступят наши школьные академики, изучившие родословную М.В.Ломоносова и желающие показать пути формирования духовно- нравственных качеств Гражданина.

II. Отчёты творческих групп

Группа 1 выступила с электронной презентацией «Предки и потомки М.В.Ломоносова» (см. прил. 1). Она знакомит с родословной великого учёного и достойными предками и потомками.

Группа 2 загадала вопросы викторины «Род Ломоносовых» (см. прил.2).

Группа 3 предложила разгадать кроссворд «Гений земли русской» (см. прил.3)

Группа  4 ознакомила с библиографией М.В.Ломоносова (см. прил.4).

Группа 5  продемонстрировали  высказывания о гении и процитировали афоризмы самого учёного о науке и языке (см. прил.5).

Группа 6 предоставила фоносемантическое  значение фамилии «Ломоносов» (см. прил.6).

 

III. Заключительное слово учителя

        В России традиция составлять родословные существует испокон веков. Она была развита на Руси как в дохристианский период, так и в нынешнем тысячелетии. В русской истории трудно найти среди достопамятных людей личность, которая бы не относилась с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. А если это непочитание и случалось, то тут же наиболее совестливые взывали к почтению, стыдили, одёргивали. «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности», - обращался  к  беспамятным  А.С.Пушкин.

Личность М. В. Ломоносова можно понять, только составив представление о роде, в окружении которой он вырос. Он был выходцем из той части русского народа, которая никогда не испытывала гнёта ига и не знала рабства, крепостного права. Предки Ломоносова - государственные крестьяне, строгие в нравах, деятельные, независимые, «умевшие за себя постоять, сплотившись в «земские миры». Им неведома была барщина, бремя государственных обложений, они избывали деньгами, развивая товарное хозяйство, торговлю и ремёсла.

Предков и потомков М.В Ломоносова объединяло следующее: они

  • много и плодотворно работали
  • были свободолюбивы, решительны и независимы
  • практически все грамотны и стремились к знаниям
  • любовь близких – тайная опора на всю жизнь!
  • Любовь к Родине!              

В. Песков сравнивал родину с огромным деревом, на котором не сосчитать листьев. Публицист говорил о том, что все наши добрые поступки прибавляют сил этому древу. Но ведь всякое дерево имеет корни, которые питают его жизненными соками, связывают с землей, дают силу. Для человека, семьи, народа корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Важно – знать своих предков, свои истоки, свои корни, тогда дороже будет земля, на которой мы живем, легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях, не забывать лучшие черты наших предков и преумножать их добрые деяния!

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Викторина

1.Как звали отца Михаила Васильевича Ломоносова? (Василий Дорофеевич Ломоносов)

2. Как звали мать М.В. Ломоносова? (Елена Ивановна Сивкова)

3.Где родился М.В. Ломоносов? (деревня Мишанинская, Куроостровской волости, Двинского уезда)

 4.Назовите знаменитых земляков Ломоносова. (Михаил Головин – выдающийся педагог,      Фёдор Шубин – скульптор, Кристинин – историк, просветитель)

5.Как звали жену М.В. Ломоносова? (Елизавета Христиана Цильх)

6. Кем по национальности была жена Ломоносова? (Немка)

7.Какое женское имя передавалось в роду Ломоносовых из поколения в поколение? (Елена)

8. Какая связь между Ломоносовым и    декабристами?

 (У Ломоносова была дочь Елена, которая вышла замуж за библиотекаря Екатерины II Алексея Алексеевича Константинова. У них были 2 дочери: Софья и Екатерина. Софья Алексеевна (внучка М.В.Ломоносова) была замужем за генералом Раевским – героем Отечественной войны 1812 года. Мария, дочь Раевских,   став женой декабриста Волконского, поехала вслед за ним в Сибирь. Сестра Волконской – Екатерина Раевская (другая правнучка) стала женой декабриста Орлова.) 

9.                  Кому из родственников великого помора посвятил Н.А.Некрасов свою поэму? Как она называется? (Правнучке Ломоносова М.Н.Раевской (Волконской) "Русские женщины”)  

 

10.              В каком стихотворении Н.А.Некрасов упоминает Ломоносова? ("Школьник”)

 

 

11. Кем приходится Ломоносову Николай Николаевич Раевский (1801-1843), генерал-лейтенант, участник войны 1812г.,
начальник Черноморской береговой линии, на всю жизнь неразлучный друг и соратник А.С. Пушкина, основатель г. Новороссийска и Сухумского ботанического сада.    

( Правнук)

 

12. Кто из потомков М.В.Ломоносова был музами А.С.Пушкина? ( Мария и Екатерина Раевские, правнучки М.В.Ломоносова)

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

ЛИТЕРАТУРА О М. В. ЛОМОНОСОВЕ

1.        Карпеев, Э. П. Ecce Homo [Электронный ресурс] : (опыт создания психологического портрета М. В. Ломоносова) / Э. П. Карпеев // ФЭБ «Русская литература и фольклор» / Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького ; НТЦ «Информрегистр» ; дизайн: b.uniq’e design studio. — М., 2002-2011. —  Режим доступа: http://feb-web.ru/febupd/lomonos/critics/kes/kes-248-.htm     "...Многое в жизни Л. и в характере его творчества стало бы более понятным, если бы удалось побольше узнать о его психологических особенностях. Такая попытка предпринимается в настоящей статье..." Подготовлено по печатному изданию: Карпеев, Э. П. Ecce Homo : (опыт создания психологического портрета М. В. Ломоносова) / Э. П. Карпеев // Ломоносов : краткий энциклопедический словарь / РАН ; музей М. В. Ломоносова ; ред.-сост. Э. П. Карпеев. — СПб., 1999. — С. 248-258.

2.        Карпеев, Э. П. «Се человек...» [Электронный ресурс] : (заметки к психологическому портрету М. В. Ломоносова) / Э. П. Карпеев // VIVOS VOCO! — Зову живых! / А. М. Шкроб. — М., 1997-2007. — Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VIET/ECCEHOMO.HTM,
     Формирование характера М. В. Ломоносова, и особенности его психологического портрета. Подготовлено по печатному изданию: Карпеев, Э. П. «Се человек...» / Э. П. Карпеев // Вопросы истории естествознания и техники. — 1999. — N 1. — С. 106-121.

3.        Лебедев, Е. Н. Ломоносов [Электронный ресурс] / Е. Н. Лебедев // Lib.ru: «Классика» : проект «Собрание классики» Библиотеки Мошкова / Максим Мошков ; ред. проекта В. Г. Есаулов, М. Н. Бычков. — М., 2009. — Режим доступа: http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/text_0110.shtml,
     Биографическое повествование о М. В. Ломоносове и о великом, но трудном XVIII веке. Подготовлено по печатному изданию: Лебедев, Е. Н. Ломоносов / Евгений Лебедев. — М. : Молодая гвардия, 1990. — 602 с. : ил. — (Жизнь замечательных людей).

4.        Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова [Электронный ресурс] / сост. В. Л. Ченакал [и др.] ; под ред. А. В. Топчиева, Н. А. Фигуровского, В. Л. Ченакала // ФЭБ «Русская литература и фольклор» / Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького ; НТЦ «Информрегистр» ; дизайн: b.uniq’e design studio. — М., 2002-2011. — Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lomonos/default.asp?/feb/lomonos/chronics/lel/lel.html, свободный. — Загл. с экрана.
     В хронологической последовательности излагаются события, связанные с жизнью, творчеством и общественной деятельностью М. В. Ломоносова, сведения, о которых дошли до нас в письменных или в составленных на основании не дошедших до нас архивных материалов печатных изданиях. Подготовлено по печатному изданию: Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова / АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники ; сост. В. Л. Ченакал [и др.] ; под ред. А. В. Топчиева, Н. А. Фигуровского, В. Л. Ченакала. — М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1961. — 436 с.

5.        Ломоносов Михаил Васильевич [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия / Фонд «Викимедиа» ; НП «Викимедиа РУ». — Россия, 2001-2011. — Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/
     Развернутый обзор биографии М. В. Ломоносова, его научной деятельности, художественного и поэтического творчества. Изучение и популяризация наследия великого ученого.

6.        Ломоносов Михаил Васильевич [Электронный ресурс] // Русский Биографический Словарь / рук. проекта П. Каллиников. — [М.], 1997-2011. — Режим доступа: http://www.rulex.ru/01120331.htm
     Электронная, адаптированная к современному русскому языку версия статей из Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907 гг.) и Нового Энциклопедического Словаря (1910-1916 гг.).

7.        Ломоносов Михаил Васильевич [Электронный ресурс] : биографический указатель // Хронос: всемирная история в Интернете / ред. Вячеслав Румянцев. — [М.], 2000-2011. — Режим доступа:http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/lomonosov_mv.php
     Подборка статей о М. В. Ломоносове из различных биографических словарей и справочников.

8.        Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) [Электронный ресурс] // Интенция: все о философии. — [Россия, 2009]. — Режим доступа: http://intencia.ru/Filosof-view-9-1-1.html,
     Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, его мировоззрение. Библиография. Наиболее известные высказывания.

9.        Лотман, Ю. М. К вопросу о том, какими языками владел М. В. Ломоносов [Электронный ресурс] / Ю. М. Лотман // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН / РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; дизайн и разработка компании «Аркадия». — М., 2006-2009. — Режим доступа: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6201 , свободный. — Загл. с экрана.
     Подготовлено по печатному изданию: Лотман, Ю. М. К вопросу о том, какими языками владел М. В. Ломоносов / Ю. М. Лотман // XVIII век : сборник / отв. ред. П. Н. Берков. — М.; Л., 1958. — Вып. 3. — С. 460-462. Файл в формате *.pdf.

 

 

Приложение 5

СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ

1. Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова (Б. Шергин).

2. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом (А.С. Пушкин).

3. Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные истоки нашего поэтического языка (А.С. Пушкин).

4. Догадки Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и вероподобны (Л. Эйлер).

5. На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному (В.Г. Белинский).

6. С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном (В.Г. Белинский).

7. Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его Родины (Н.Г. Чернышевский).

8. Как по своему энциклопедизму, да и по своей легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека… Он был горняком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком... Его ясный ум, полный беспокойного желания понять, оставляя один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его (А.И. Герцен).

9. Славься, славься, великий муж!

Ты насадитель наук на Руси!

Доброе семя посеял ты в ней!

Жатва все зреет - что год, то пышней!

Мы уж дети его -

Пожинаем плоды;

Лет немного пройдет,

И вся Русь их пожнет;

Весь народ возгласит:

Память вовек Ломоносову!    

(Кантата в честь Ломоносова, музыка М.И. Глинки)

 

10. Деятельность Ломоносова всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием… Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины. Ломоносов принадлежит не только истории. (М.В. Келдыш).

11. Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им в области физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии. (С.И. Вавилов).

12. Не камень со иссечением имени твоего принесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прилетит в устах народных за необозримый горизонт столетий. (А.Н. Радищев).

13. Все должен был сделать сам, всему положить начало. (В.Г. Белинский). 

М.В. ЛОМОНОСОВ О НАУКЕ И ЯЗЫКЕ 

1. Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить.

2. Наука есть вождь к познанию правды, просвещение разума, успокоение народов.

3. Легко быть философом, выучась произносить три слова: «Бог так сотворил», и сие дав в ответ вместо всех причин.

4. Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын в том нет нужды.

5. Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова.

6. Химик без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут.

7. Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что всего в жизни моей дороже.

8. Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках.

9. Выспрашивать у осторожной и догадливой геометрии, советоваться с точною и замысловатою механикою, выведывать через проницательную оптику.

10. Велико есть дело, смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел добрую славу и, перенося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Мрамор и металл, коими вид и дела великих людей, изображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно и ветхостью разрушаются. История, повсюду распростираясь и обращаясь в руках человеческого рода, стихии строгость и грызение древности презирает.

11. Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.

12. Науки сами все дела человеческие приводят наверх совершенства, что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может.

13. Все, что находится в природе, математически точно и определенно; и если иногда мы сомневаемся в этой точности, то наше невежество ничего не отнимает от

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz