Основные этапы работы над
сочинением-рассуждением
I этап. Необходимо
записать общие фразы-рассуждения, касающиеся темы текста (о чём этот текст?
Чему он посвящён?) и его проблематику (какие проблемы рассматриваются в
тексте?) При этом особое внимание следует уделять формулированию общих и частных проблем, поднимаемых автором в
тексте.
Формулирование проблемы – это краткое и точное изложение сути сложного или
спорного вопроса, поднимаемого в тексте.
Комментарий к проблеме – это разъяснительные или пояснительные замечания,
рассуждения, показывающие, в чём состоит данная проблема, между какими
явлениями наблюдается противоречия или конфликт, в чём они заключаются или
каким образом выражаются? Такой комментарий предполагает характеристику
значимости и актуальности данной проблемы, а также выражение собственного
отношения к проблеме.
Для характеристики темы текста, его
проблематики и актуальности можно
использовать следующие речевые конструкции:
В статье (тексте, очерке)
раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема…
Тема… относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих,
особенно любимых)…
В своей статье автор поднимает
(формулирует, решает) проблему (сложную, серьёзную, злободневную,
животрепещущую, важную, острую)…
Многие проблемы, о которых
говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека. К таким
проблемам относится вопрос…
На первый взгляд тема (проблема)
кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)…
В жизни каждого человека
случаются вещи, о которых говорит автор текста…
Почему не всегда обращаем
внимание на…
Тема, о которой идёт речь в
тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как…
Современность темы и
проблематики текста не вызывают сомнения, так как…
Актуальность публикации обусловлена
тем, что…
II этап. Чётко
формулируется позиция автора по характеризуемой проблеме, как сжато, так и в
развёрнутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста
Для передачи позиции автора исходного
текста уместными могут быть фразы:
Автор высказывает (выражает,
формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)…
По мнению автора, …
Автор считает, что…
Публицист убеждён в том, что …
Автор заставляет задуматься о …
Писатель оригинально решает
поставленную проблему, так как …
Всей логикой повествования автор
убедительно доказывает, что …
Автор всерьёз обеспокоен…
Авторскую позицию нельзя считать
отстранённой…
Авторскую позицию нельзя не
увидеть в …
III этап.
Определение собственной позиции по проблематике (согласие / несогласие при помощи 3-х аргументов из
литературы).
При изложении собственной точки зрения и
её аргументации могут стать фразы:
Автор обратился к теме
(проблеме), на мой взгляд, не случайно…
Я часто задумываюсь над …
По моему мнению, вопросы,
поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как…
Можно согласиться с автором…
В целом я согласен с автором
текста, однако…
Я полностью разделяю точку
зрения автора, но не могу согласиться с тем, что…
Я с интересом прочитал статью,
но не могу согласиться…
Не во всём можно согласиться с
автором текста…
Трактовка проблемы автором
кажется мне несколько необычной. Статья произвела на меня неоднозначное
впечатление: с одной стороны, …, с другой стороны…
Не вызывает сомнения…
Меня особенно тронуло…
Меня привлекает в этом тексте…
Меня взволновало…
Нельзя остаться равнодушным при…
Для доказательства своей позиции
я хочу привести следующие аргументы. Во-первых… Во-вторых… В-третьих…
В подтверждение своей точки
зрения я могу привести следующие доказательства…
Доказательством этой мысли может
служить тот факт…
IV этап. После
подготовки материалов в черновике, продумайте композицию сочинения, её речевое
оформление (с чего начать? о чём говорить в основной части? Как завершить
сочинение).
Примерная
композиция сочинения-рассуждения:
I.Вступление (тема и проблема текста, комментарий проблемы);
II.Основная
часть (позиция автора по выделенным
проблемам);
III. Заключение (личностная позиция
и её аргументация)