Урок составлен
Глушковой
Светланой
Алексеевной,
учителем русского
языка и
литературы МОУ
«Андреево-Базарская
СОШ»
Козловского района
Чувашской Республики
ноябрь, 2010 год
Тема урока: «Роль обращений в сказках А.С.Пушкина» в 5
классе
Тип урока: урок-обобщение и закрепление
Форма урока: ролевая игра
Количество часов: 1 час
Знать: 1)
что такое обращение;
2) чем может
выражаться обращение;
3) как на письме
выделяется обращение
Уметь: 1) находить обращения в предложениях;
2) отличать обращение
от подлежащего;
3) ставить знаки
препинания в предложениях с обращением;
4) составлять
предложения с обращением;
5) выразительно
читать предложения с обращением
ТСО: презентация в Power Point, выставка книг, тексты художественных
произведений
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте! Садитесь, ребята!
Вопрос классу:
- Скажите, а почему, поздоровавшись со мной, вы сели?
- А как вы узнали, что мои слова обращены к вам?
- Так что это за слово, называющее того к кому обращаются с речью?
- В тетрадь запишите число и тему урока «Роль обращений в сказках А.С.Пушкина»
(На доске тема урока).
СМОТРИТЕ, РЕБЯТА, К НАМ СЕГОДНЯ НА УРОК ПРИШЁЛ НЕОБЫЧНЫЙ ГОСТЬ. А КТО ЖЕ ОН? ОН ХОЧЕТ УЗНАТЬ, КАК ВЫ УСВОИЛИ СКАЗКИ ПУШКИНА И ТЕМУ «ОБРАЩЕНИЕ» (СЛАЙД 1-2)
2. Ознакомление с целью и задачами урока.
Цель - обобщить и закрепить знания об обращении и
выявить их роль в речи на примере сказок А.С.Пушкина
Задачи: научить
1)
находить
обращения в предложении;
2)
ставить
знаки препинания в предложениях с обращениями;
3)
отличать
обращения от подлежащего;
4)
составлять
предложения с обращением;
5) выразительно читать
предложения с обращением (слайд 3)
А теперь, чтобы начать игру, нам нужно сформировать 2 команды. Разделитесь, пожалуйста, по вашему желанию.
Команды сформированы. Выберите, пожалуйста, капитана, к которому вы сможете доверить некоторую работу. Выберите название команды.
Итак, сформированы 2 команды «ДОБРО» и «ЗЛО».
Вначале мы с вами проведём интеллектуальную разминку – МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Каждой команде придётся побывать в роли учителя. Одна будет учителем русского языка, а другая – литературы. Сейчас я капитанам раздам вопросы, а вы должны будете подготовить ответы на них. Ваши ответы будет оценивать доброжелательное жюри.
Что такое сказка? Какие бывают сказки? В чём различие народных и пушкинских сказок? |
Что такое обращение? Где может находиться обращение в предложении? Является ли обращение членом предложения? |
Сказка – это произведение устного народного творчества в прозе или в стихах, в которых речь идёт о вымышленных, иногда фантастических событиях. По своему содержанию сказки делятся на: 1). Богатырские. 2). Бытовые. 3). О животных. 4). Волшебные. Автор народных сказок – народ, а пушкинские называются авторскими. |
Обращение – это слово и словосочетание, к кому обращаются с речью. Обращения произносятся звательной интонацией. Обращение в предложении может находиться в начале, середине и в конце предложения. Если обращение стоит в середине предложения, то оно обособляется. Обращение членом предложения не является. |
3. Актуализация ранее
изученного (слайды 4-8)
4. Обобщение и закрепление
материала.
1). Расставьте знаки препинания (слайды 9-10)
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Что за форма старче? В обращении у нас обычно
используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: «Возвратился
старик ко старухе…» Может вы слышали: «ОТЧЕ?» Это от слова отец. Старик – старче. Во всех
случаях перед нами устаревшей падеж русского языка, который назывался звательный
и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках,
например в украинском, а в русском же
исчез.
В современной речи осталось от звательного падежа
только интонация.
2).
Вставьте
обращения в предложения и скажите, чем оно выражено (слайды 11-12)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 13)
3). Отличи обращение
от подлежащего (слайд 14)
4). Обращение - очень важный момент в общении людей, ведь часто по обращению можно понять каков тот человек, который обращается, и тот к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, злость, ненависть, недовольство.
Первая группа выбирает
предложения с обращениями, выражающими неодобрительную эмоциональную окраску,
вторая группа – одобрительную (слайд 15).
Человек – часть природы, и природа придет к человеку на помощь, если он живет в согласии с ее мудростью!
Мир
пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть,
- все эти людские пороки и они презренны.
Важны и «ответы» одушевленных сил природы на обращения персонажей. Природа откликается на беду героя, что показывает «верование» народа «в сочувствие с нами внешней природы» и созвучное этому «верованию» убеждение Пушкина в необходимости согласия всего живого на земле. Так, в ответ на обращение Елисея к «красному солнцу»: «Свет наш солнышко!» - звучит ответное обращение: «Свет ты мой…», а на слова Елисея: «Месяц, месяц, мой дружок!» - «месяц ясный» ласково откликается словами: «Братец мой...».
Это единство героя и природы усиливает значительность происходящего (слайд
16)
5). Контроль знаний
– цифровой диктант (слайды 17-18)
Первая команда выдаёт сумму цифр, вторая – арифметическое
число.
5. Рефлексия - продолжи следующие предложения по данному
началу
На уроке….
Я приобрёл….
Я научился….
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно… (слайд 19)
6. Заключительное
слово учителя – обращение к учащимся со словами: «Читайте Пушкина, друзья.
Читайте сказки…» (слайд 20)